Акафист : Читать | Слушать
Горно-никольский епархиальный мужской монастырь
29 Разве не знаете, что вы храм Божий, и Дух Божий живет в вас? Если кто разорит храм Божий, того покарает Бог: ибо храм Божий свят; а этот храм - вы (1 Кор. 3, 16-17)
Главная / Статьи / Телолюбие

Телолюбие

Не верь плоти своей, когда она расслабевает и отказывается служить тебе, будто по недостатку подкрепления пищею. Это – мечта. Преодолей себя, помолись усердно и увидишь, что слабость тела твоего была ложная, призрачная, а не действительная, увидишь на деле, что «не хлебом единым жив будет человек, но всяким словом, исходящим из уст Божиих» (Мф. 4, 4). Не надейся на хлеб.

Я ежедневно борюсь с чревоугодием. Тут нельзя поступить так, как я смог поступить с плотскими связями: обрезать раз и навсегда и не возвращаться. Горло надо обуздывать, в меру натягивая и отпуская вожжи.

В какой мере кто работает чреву, в такой лишает себя вкушения духовных благ; напротив, в какой мере кто станет утончать тело свое, соразмерно с тем будет насыщаем пищею и утешением духовными.

Воздержание и послушание многим принесло пользу, а необузданная свобода иным много повредила, а иных и совсем погубила. А мы ведь решились искать спасения – то и да держимся всего приводящего к спасению, а отводящего от оного всячески да удаляемся.

За пределами сей жизни Спаситель обещает всякие утешения, такое обилие благ, которое мы обнять не можем, и таких благ, которые не можем изъяснить, а дотоле Он никому не позволяет искать утешений и там возвеселит сердца верных своих только в награду за скорби, поднятые здесь, и потому предварительно ублажает Он только нищих духом, плачущих, алчущих и жаждущих.

Тело свое держи строго и в пище, и во сне, и в отдыхе; ничего не давай ему потому только, что оно того хочет.

Матерью пороков признавай леность, потому что блага, какие имеешь, расхищает, а каких не имеешь, не допускает приобрести.

Подвиги телесные тем сподручны нам, что тело ко всему может привыкнуть. Пока не привыкнет – кричит, а когда привыкнет – замолчит.

Со своим сном надо бороться. Надо иметь желание и решение встать, тогда вы встанете вовремя. А если нет желания и решения встать во что бы то ни стало, то если бы над тобой колокольня была – и то проспишь.

Чревоугодие есть то, когда человек имеет пристрастие к какой бы то ни было пище, хотя бы весьма к простой, вроде соленых огурцов. Апостол Павел, правда, говорит: «Пища не приближает нас к Богу» (1 Кор. 8, 8), но это нужно понимать так: всякая пища сама по себе безразлична, но не безразлично наше отношение к ней.

Сначала простая лень, нежелание потрудиться, пойти лишний раз в храм, затем охлаждение, отчуждение от всего церковного, религиозного и, наконец, полная индифферентность в деле веры, забвение Церкви и ее установлений, когда человек уже не дорожит своею верою. И как постепенно идет охлаждение в вере, так и, наоборот, вера возвращается с большим трудом.

Грех нашел себе опору в вещественном, и тело стало седалищем его. Но умная душа, поняв это, свергает с себя бремя вещественного и, возникнув из-под его бремени, познает Бога всяческих и внимательно смотрит за телом как за врагом и противоборцем, не доверяя ему.

Досыта ничего не вкушай, оставляй место Святому Духу.

Скажи душе своей: «Ты скорбишь о том, что я лишаю тебя удовольствия; но радуйся, потому что сим я готовлю для тебя Небо. Ты трудишься не для человека, но для Бога; потерпи же немного, и ты увидишь, сколь великая произойдет от сего польза; пребудь твердой в жизни настоящей – и ты получишь неизреченную свободу».

Возобладай над чревом, пока оно над тобой не возобладало.

Необремененное пищею сердце всегда несравненно больше способно держать в себе веру в Бога, благость и любовь, чувствовать милости Божии, вообще – стоять в истине.
Сидя за столом, исполненным снедей, представляй пред мысленными очами твоими смерть и Суд.

Звонят к заутрени. Саможаление говорит: «Полежу минутку…» Не слушай – и вот удар саможалению в голову! Стоя в церкви, чувствуешь позыв к стенке приложиться – откажи и стой в струнку – вот еще удар! В конце дня увидите, как совесть вам скажет, что вы хорошо стоите на страже. И утешение. А главное, навыкши этому в мелочах, и на большом тем охотнее будете так же делать.

Отсечем прежде всего утучняющую пищу, потом разжигающую, а после и услаждающую.

Горе говорящему: «В юности наслажусь плотию, а в старости покаюсь»; потому что внезапно, как сеть, накроет его смерть и ожидание его погибнет.

Пресыщение приближает к старости, притупляет чувства, омрачает мысль, ослепляет проницательный ум, наполняет тело влагами, скапливает гной, причиняет множество болезней и производит большую тяжесть и непомерную тучность.

Сегодня наша жизнь безрадостна и тяжела, потому что умалились героизм, любочестие. Даже духовные люди думают, как мелочные торговцы, и доходят до того, что живут якобы духовной жизнью. Они стремятся урвать от жизни любое удовольствие, пока оно не перешло в грех. «Это уже грех? – просчитывают такие люди. – Нет, еще не грех. Значит, я могу этим насладиться».

Как не вкусен обед или вообще – блюда, никогда не увлекайся ощущением вкуса и не обременяй своего желудка, а с ним и души множеством пищи.

Матерь же сластолюбия – чревоугодие, ибо оно порождает сластолюбие, а может быть, и многие другие страсти; от него, как от корня – отпрыски, возникают прочие страсти и, в скором времени став деревьями, на породившей вырастают в достигающие до небес пороки, потому что сребролюбие, гнев, печаль суть порождения и отростки чревоугодия.
«Поступайте по духу, и вы не будете исполнять вожделений плоти, ибо плоть желает противного духу, а дух – противного плоти: они друг другу противятся, так что вы не то делаете, что хотели бы. Те, которые Христовы, распяли плоть со страстями и похотями». (Гал. 5, 16-17, 24)

Помни всегда, что плоть лжива.

Если научился лакомиться, лишнее есть и пить, блудные помыслы, вожделения лелеять в себе, корыстолюбствовать, лениться молиться, завидовать, обижаться от всяких пустяков, роптать на трудность в жизни, на болезни, неудачи – так теперь научись все убивать в себе постом, молитвою и подвигами по силе своей и не думай, что это нужно только монаху: это необходимо каждому христианину во всяком звании и состоянии.