Дмитриевская родительская суббота
28 октября
Святой великомученик Дмитрий родился в городе Солуни (ныне - Салоники). Отец его был проконсулом Фессалоникийской области в то время, когда нечестивые цари Диоклитиан и Максимилиан воздвигли на христиан жестокое гонение. Он тайно веровал в Господа нашего Иисуса Христа и исполнял Его заповеди. Дмитрий, наставляемый своими родителями и особенно свыше Духом Святым, всей душой уверовал в Господа и с благоговением поклонялся святым иконам. Приняв святое крещение, он поднимался все выше и выше по лестнице добродетелей. Император Галерий Максимилиан вызвал к себе Дмитрия после смерти его отца и, убедившись в образованности и военно-административных способностях юноши, назначил его на место отца - проконсулом Фессалоникийской области. Возвратившись в Солунь он стал открыто исповедовать и прославлять Господа нашего Иисуса Христа, поучать Его заповедям, обращая язычников в истинную веру; словом, он стал для солунян вторым апостолом Павлом. Скоро слух об этом дошел до самого Максимилиана. Смело выступив перед разгневанным царем, святой Дмитрий объявил себя христианином и стал порицать языческое многобожие, за что был заключен в темницу. В темнице святой удостоился посещения Ангела Божия; в ярком свете предстал перед ним небесный посланник с прекрасным райским венцом и сказал:
- Мир тебе, страдалец Христов, мужайся и крепись!
Утром 26 октября 306 года в темницу вошли воины. Они застали святого стоящим на молитве и тут же, по приказу императора Максимилиана, пронзили его копьями. Так исповедник Христов, святой Дмитрий, предал в руки Создателя свою честную и святую душу.
Когда гонения на христиан прекратились, над гробом святого Дмитрия был воздвигнут храм. По прошествии времени мощи его были обретены совершенно целыми и нетленными, из них истекало благовонное миро, так, что весь город наполнился благоуханием, в связи с чем великомученик Дмитрий получил церковное именование Мироточивого.
Множество чудес совершил святой великомученик Дмитрий Солунский и на своей родине и в нашем Отечестве. Об особом почитании его среди славян свидетельствует такой выдающийся факт: первым собственным сочинением святых равноапостольных Мефодия и Кирилла на славянском языке был «Канон Дмитрию Солунскому».
Церковное почитание его в Русской Церкви началось сразу после Крещения Руси. В 1197 году была перенесена из Солуни во Владимир великим князем Всеволодом Юрьевичем икона святого великомученика Дмитрия, написанная на гробовой доске святого. Эта чудотворная икона находилась в Киеве, потом во Владимире, а накануне Куликовской битвы в 1380 году как великая святыня была торжественно перенесена святым благоверным великим князем Дмитрием Донским в Москву и поставлена в Успенском Соборе Московского Кремля.
Память святого Дмитрия Солунского издревле связывалась на Руси с воинским подвигом, патриотизмом и защитой Отечества, он изображается на иконах в воинских доспехах, с копьем и мечом в руках.
Об особом почитании на Руси святого великомученика Дмитрия свидетельствует и традиция русских князей называть своих первенцев именем этого святого.
Предстательством святого великомученика Дмитрия Солунского Мироточивого и молитвенным ходатайством преподобного Сергия Радонежского чудотворца русскими воинами была одержана важнейшая в истории нашего Отечества победа над иноверной татаро-монгольской ордой и началось собирание земли русской.
После победы в Куликовской битве в память о русских воинах, павших в сражении с Мамаем, была установлена для общецерковного поминовения Дмитриевская родительская суббота (последняя суббота перед днем памяти святого - 26 октября ст.ст./8 ноября н.ст.). В первый раз эта панихида была совершена в Троице-Сергиевом монастыре 20 октября 1380 года преподобным Сергием Радонежским в присутствии святого благоверного великого князя Дмитрия Донского.
С Куликова поля не вернулись более 250 тысяч воинов, сражавшихся за Отечество. В их семьи пришла вместе с радостью победы и горечь утрат, и этот частный родительский день стал на Руси по сути вселенским днем поминовения.
Впоследствии в этот день стали совершать поминовение не только воинов, за веру и Отечество жизнь свою на поле брани положивших, но и всех усопших православных христиан.