Акафист : Читать | Слушать
Горно-никольский епархиальный мужской монастырь
28 Разве не знаете, что вы храм Божий, и Дух Божий живет в вас? Если кто разорит храм Божий, того покарает Бог: ибо храм Божий свят; а этот храм - вы (1 Кор. 3, 16-17)
Главная / Статьи / Суждение и осуждение

Суждение и осуждение

(высказывания Святых Отцов Церкви)

При самоукорении христианин увидит всех человеков святыми ангелами, а себя грешником из грешников, и погрузится, как в бездну, в постоянное умиление.
Кто раздражается на другого из-за чего-нибудь вещественного, тот ставит этот вещественный предмет выше брата. Но что выше человека? На земле — ничто.
Главное, остерегайтесь осуждения близких. Когда только придет в голову осуждение, так сейчас же со вниманием обратитесь: «Господи, даруй ми зрети моя согрешения и не осуждати брата моего».
Итак, каждый из нас за себя даст отчет Богу. Не станем же более судить друг друга, а лучше судите о том, как бы не подавать брату случая к преткновению или соблазну. (Рим. 14, 12 -13).
Чего хотим мы от чужой тяготы? Есть у нас о чем заботиться, братья! Каждый да внимает себе и своим грехам. Одному Богу принадлежит власть оправдывать и осуждать, поскольку Он знает и душевное устроение каждого, и силу, и образ воспитания, и дарования, и телосложение, и способности; и сообразно с этим судит каждого, как Он Сам один знает.
Если хочешь испытывать дела других, то рассматривай добрые дела их, а не злые.
Человек, который хвалит ближнего в его отсутствие, — то же, что собирающий доброе в свою сокровищницу.
Кто хочет победить духа злословия, тот пусть приписывает вину не согрешающему, но подучившему его бесу.
Скорые и строгие судии прегрешений ближнего потому сей страстию недугуют, что не имеют совершенной и постоянной памяти и попечения о своих согрешениях. Ибо если бы человек в точности, без покрывала самолюбия, увидел свои злые дела, то ни о чем другом, относящемся к земной жизни, не стал бы уже заботиться, помышляя, что на оплакание и самого себя не достанет ему времени, хотя бы он и сто лет прожил.
Получивши помощь или исправив что благо, берегись помысла, хвалящего тебя, а других осуждающего. Это сеть вражия, завлекающая в высокоумие и все плоды добродетели отъемлющая.
С грехом бранись, а с грешником мирись. (Русская пословица)
Не должно доверять говорящим худо, потому что часто бывает клевета по зависти; но надобно лучше доискиваться истины.
Осуждение всегда бывает ошибочно, ибо мы не знаем причин согрешающего: что его побудило это сделать; ибо видим только грез ближнего, а покаяния его не видим.
Кто про кого за глаза говорит, тот того боится. (Русская пословица)
Признаком смирения и гордости да будет для тебя следующее: вторая всех зазирает, укоряет и видит в них черноту, а первое видит только свою худость и не дерзает  судить кого-либо.
Если желаем исправиться от греха осуждения, то должны всячески понуждать себя к смирению пред Богом и людьми и просить в этом помощи Божией.
Каждого, кто бы он ни был, встречайте с добрым чувством, с надеждой найти в нем одно хорошее, видя пред собой образ Божий.
Язык укротить никто из людей не может: это — неудержимое зло; он исполнен смертоносного яда. Им благословляем Бога и Отца, и им проклинаем человеков, сотворенных по подобию Божию. Из тех же уст исходит благословение и проклятие; не должно, братия мои, сему так быть. (Иак. 3, 8-10)
Никогда не стыдись того, кто перед тобою злословит ближнего; но лучше скажи ему: «Перестань брат, я ежедневно падаю в лютейшие грехи и как могу его осуждать?»
Если пред тобою брат будет оклеветывать брата, то не скажи и ты: «Да, точно так»; но или молчи, или скажи: «Брат! Я сам грешен — будучи в числе осужденных, никак не могу судить другого». Так спасешь и себя,  и душу говорящего с тобою от осуждения.
В глаза не льсти, а за глаза не брани. (Русская пословица)
Услышав слово, порицающее и осуждающее ближнего, остерегись, чтобы через слух не принять участия в грехе чужого языка.
Никого нельзя осуждать, даже самого отчаянного грешника.
Опасное, братия, искушение — без нужды рассматривать недостатки и грехи других людей и прельщать себя мыслью, что мы не таковы, как они. Это значит прельщать самих себя.
Некоторые греху осуждения подвергаются от привычки, иные от памятозлобия, другие от зависти и ненависти, а большей частью подвергаемся мы греху этому от самомнения и возношения; несмотря на великую свою неисправимость и греховность, нам все-таки кажется, что мы лучше многих.